|
Алексей Буркин
20 декабря 2012
Тело ласки тонкое, вытянутое, гибкое, с очень короткими лапками, длинной шеей, продолговатой головой и маленькими округлыми ушами. Длина тела 10-25 см; короткий хвост ок. 5 см. У основания хвоста имеются желёзы, выделяющие жидкость с неприятным запахом. Вес 50-200 г. Летний мех — буровато-коричневый. Горло, грудь и брюхо белые. Граница резкая. Осенью ласка меняет бурый наряд на чисто белый зимний мех. Густота меха и летом, и зимой одинакова. |
Места обитания.Ласка живёт в самых разнообразных условиях. Часто устраивается в живых изгородях садов, в стогах сена, скирдах соломы и в кладках дров; поселяется в амбарах, конюшнях и жилых домах, куда её привлекает обилие мышей и крыс. Нор сама не роет, а пользуется норами своей добычи. В помёте 5-8 детёнышей, которые долго остаются с матерью. Даже уже обогнавшие её в росте самцы продолжают некоторое время охотиться вместе с ней. Пребывание ласки зависит от обилия мелких грызунов. Если их много, то ласка далеко не ходит; её небольшой охотничий участок (ок. гектара) тогда бывает покрыт густой сетью следов на снегу. Выловив мышей и полёвок в одном месте, она переселяется в соседнее, поблизости, и живёт там, пока хватает корма, а затем передвигается дальше, изредка навещая старое место. Свою территорию метит запахом и звуком. Охотится по преимуществу ночью. |
Корм.Пищу ласки составляют не только мелкие грызуны и насекомоядные зверьки (мыши, полёвки, медведки, кроты). Ласка — чрезвычайно прожорлива и очень кровожадна; она убивает всех животных, каких ей удаётся поймать. Весной ласка поедает яйца и птенцов всевозможных птиц. Не брезгует лягушками и рыбой (этот зверёк ещё и плавает). Поедает также ящериц, змей (медянки, ужи, гадюки), улиток и насекомых. |
При сокращении основного рациона этот зверёк нападает на животных значительно крупнее его: на крыс, сусликов, хомяков, молодых кроликов и зайцев, куропаток, рябчиков и тетеревов.[2] Поймав какое-либо животное, ласка, прежде всего, выедает мозг, а при обилии пищи бросает остальное не съеденным и ловит новую жертву. При обилии мышей нередко можно обнаружить под стогом сена или скирдой соломы запасы из задавленных мышей и полёвок с выеденной головой. |
Естественные враги.Не всякая деревенская кошка способна с ней справиться. Главный враг – дикая кошка. Из домашних охотников лучшая – русская голубая. Голова ласки теперь, в свою очередь, становится деликатесом для кошки. Разумеется, кошка не станет скрывать свой подвиг и оставшуюся половину любезно выложит на пороге. Ласка может также стать добычей таких хищных птиц, как сарыч, пустельга, сова или филин. Ласка и человек.Городские зоологи находят ласку полезным животным. "Основную свою пищу — мелких грызунов уничтожает в огромном количестве. Поэтому её следует считать весьма полезной в степных и земледельческих районах, где охота на неё должна быть совершенно прекращена".[3] |
Фольклористы видят в ней амбивалентное хтоническое животное, наделённое эротической символикой.[4] Крестьяне, напротив, по тому урону, который наносит ласка домашним животным, невзирая на уничтожение крыс и мышей, ставят её в один ряд с лисицей и хорьком и обращаются с ней в соответствии с хозяйственными нуждами. Ласка и домашние животныеПока мышей много, ласка не тронет съестных припасов. Перебив мышей, ласка может уйти в другое место, однако молодые и пакостливые начинают озоровать. Этих надо либо выпроваживать, либо истреблять. За одну ночь одна ласка может уничтожить полдюжины крольчат или десятка два цыплят и пару несушек. Более крупных животных своим озорством (щекотанием, запахом и писком) сытый зверёк доводит до истощения. |
С древнейших времён цыгане специально держат одного такого и передают его из деревни в деревню. На определённом историческом этапе "Хождение с козлом" ("Вождение козла")[5] подверглось символизации и трансформировалось в театрализованный ритуал изгнания всяческой нечисти, связанный со святочным обрядовым плодородием. Не следует забывать, что долгое присутствие "благоухающего" козла, даже убранного венком и лентами, мало кто выдержит... Ловля и приручение.Ловят ласку главным образом черканом. В качестве приманки используют воробьёв. |
Там, где на неё не охотятся, ласка почти не боится человека. Ранней весной или поздней осенью, когда ласка оказывается белой в отсутствие снега, её можно увидеть за сотни метров. Если подойти к зверьку, он спрячется, но через несколько минут обязательно выглянет. Если стоять тихо, не делая резких движений, любопытный зверёк может подойти вплотную к неподвижному наблюдателю и даже взять кусочек лакомства (кусочек колбасы или сыра). Постепенно, ласку можно приручить. Те, кто не разводит домашнюю живность (охотники, мельники, садоводы, дачники и т.п.), иногда нарочно ловят ласку на воле и пускают в амбары, погреба, подполья и кладовые для истребления крыс и мышей.[6] |
89 — ласка (89a — летом, 89b — зимой); 90 — горностай (90a — летом, 90b — зимой); |
Ласка. Этимология.Скорее всего, слово ла´ска тождественно названию птицы ла´сточка (и его многочисленным вариантам: ла´стка, ла´стовка, ла´стушка, ла´стица, ла´стовица), вместе с которым оно восходит к славянскому laska "любовь, ласка", которое употреблено как название зверька по мотивам табу.[7] Родственное с ла´сый - "ласковый, льстивый, жадный, падкий на лакомства". Далее сюда же лат. lasc–vus - "резвый, шаловливый; разнузданный, сладострастный".[8] |
[1] Кисловской С.В. Кашинский край. Калязин, 1926. С.19
[2] «Эта гнусина (ласка), поймавшись за шею тетери, так крепко прилипает, что ни за что не оторвётся, и так проворна, что на взъёме душит косачей и, перекусив им глотки, падает с ними на земь, и никогда сама не убьётся». Черкасов А. А. Записки охотника Восточной Сибири. Иркутск, 1987
[3] Розанов М.П. Ласка. Mustela nivalis. Цит. по: "Питерский охотник. Ласка".
[4] Гура А.В. Ласка (Mustela nivalis) в славянских народных представлениях. // Славянский и балканский фольклор. М., 1984. С. 130—159.
[5] Белова О.В. Коза, козёл.// Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 1999. Т.2. С. 522—524.
См. также: Галина Опанасенко. Йоулупукки и Юлеманден. Компания весёлых старичков; Владимир Лобачев. Коляда.